Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Динамичная природа внешней среды, сложности в структурах организаций и коммуникаций, усиление конкуренции, неопределенность на различных рынках, увеличение частоты кризисов и уровня их негативных последствий, борьба за рынки и ресурсы — все эти факторы приводят к возникновению новых конфликтов и отмечаются ростом как уровня, так и числа конфликтных ситуаций.
Факторы, способствующие возникновению конфликтов, часто находят-ся за пределами сферы влияния и активного контроля организаций. В то же время, важную роль играет субъективный аспект происхождения конфликтов. Это включает в себя нежелание сторон конфликта выявлять взаимные выгоды от сотрудничества, возможность избежать конфликтов с минимальными по-терями, уверенность в правильности своих целей, принципов и убеждений, а также асимметрию и монократию в корпоративном управлении. Безразличие к возможным конфликтным ситуациям может привести к необратимым нега-тивным последствиям и существенным потерям от их разрешения.
Последние десять лет проблема конфликтной компетентности доста-точно активно изучается (А.Я. Анцупов, М.В. Башкин, Н.В. Гришина, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, В.В. Рогачев Б.И. Хасан, Л.В. Цой и др.). Однако изу-чению конфликтной компетентности молодежи посвящено крайне мало ра-бот. Между тем, значительный рост конфликтов в различных сферах жизне-деятельности общества, приводит к необходимости развивать умения разре-шать конфликты и управлять ими.
Конфликт представляет собой неотъемлемую и значимую часть жиз-ненного процесса. Поэтому для эффективного направления конфликта в кон-структивное русло необходимо исследовать индивидуальные особенности молодежи, их ориентацию на различные методы разрешения конфликтов, их представления о конфликте, а также их реальное поведение в спорных ситуа-циях. Современные исследования в области конфликта указывают на низкий уровень конфликтологической культуры молодежи в целом и их способность строить разумную и продуктивную стратегию поведения в конфликтных си-туациях, в частности.
В связи с тем, что в ситуации конфликта в группе, сообществе активная роль отводится лидеру, актуальным является исследование конфликтной компетентности молодежи со склонностью к лидерству.
Цель исследования – изучение конфликтной компетентности молоде-жи со склонностью к лидерству.
Объект исследования: конфликтная компетентность.
Предмет исследования: конфликтная компетентность молодежи со склонностью к лидерству.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ научной литературы по проблеме ис-следования.
2. Организовать и провести эмпирическое исследование конфликтной компетентности молодежи.
3. Выявить взаимосвязь конфликтной компетентности молодежи с ли-дерскими способностями и личностными особенностями.
Гипотеза исследования: предполагается, что конфликтная компетент-ность молодежи связана с лидерскими способностями и личностными осо-бенностями.
Методы исследования: теоретический анализ научной и методической литературы, тестирование, опрос, методы качественной и количественной об-работки данных.
1. Теоретический анализ конфликтной компетентности моло-дежи со склонностью к лидерству
1.1 Теоретические представления о содержании понятия «конфликтная компетентность»
Конфликт определяется как столкновение несовместимых и противопо-ложно направленных тенденций. Это может представлять собой отдельный эпизод в жизни человека, в межличностных или межгрупповых отношениях, но в любом случае сопровождается острыми эмоциональными переживания-ми. Из этого следует, что основой конфликтов являются столкновения несов-местимых интересов, мнений, потребностей, ценностей и различных пред-ставлений о том, как их достичь [18].
Участниками конфликтов могут быть индивидуальные личности, малые и крупные группы, социальные движения, экономические и политические ор-ганизации и прочие сущности подобного характера [14].
Как подчеркивает А.Г. Здравомыслов, конфликт возможен в случае, ес-ли, во-первых, присутствуют две или более стороны, и в ходе его развития наблюдается тенденция к поляризации этих сторон (субъектов), которые про-тивостоят друг другу. Во-вторых, необходимым условием конфликта являет-ся наличие "дефицита" – ограниченного объема материальных или духовных благ, когда у каждого нет возможности удовлетворить свои потребности в них. Дефицит может проявляться в форме вещей, материальных или духов-ных ценностей, престижных занятий, профессий, рабочих мест и т.д. В-третьих, конфликт возникает тогда, когда стороны стремятся достичь своих целей за счет друг друга, и успех одной стороны означает неудачу для дру-гой. В-четвертых, власть играет важную роль в конфликтных отношениях, поскольку, обладая ею, можно контролировать и направлять поведение дру-гой стороны [10].
Как отмечает З. Салимгереев, конфликтное поведение представляет со-бой взаимно направленную деятельность, в ходе которой осуществляются процессы когнитивной, аффективной и волевой сфер участников конфликта. Перемежание взаимных реакций, направленных на преследование интересов каждой из сторон и ограничение интересов противника, представляет собой наглядную социальную реальность конфликта [24].
Завершение конфликта может произойти по различным путям: путем разрешения, урегулирования, утихомиривания, устранения причины или нахождения, устраивающего обе стороны компромисса. Иногда конфликт прекращается потому, что на его место может возникнуть новая конфликтная ситуация [15].
Методы разрешения конфликтов необходимо выбирать таким образом, чтобы не ущемлять человеческое достоинство, а способствовать духовному развитию личности. Разрешение конфликта представляет собой совместное усилие участников, направленное на прекращение конфронтации и поиск ре-шения проблемы. Важно отметить, что лучший способ решения проблемы, вызвавшей конфликт, – это совместное решение, поскольку это позволяет вы-явить, распознать и проанализировать допущенные ошибки.
В психологии используются схожие по смыслу термины для обозначе-ния способности человека управлять конфликтными ситуациями. Эти терми-ны включают в себя "конфликтоустойчивость личности" (А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов), "конфликтная компетентность" (Л. А. Петровская, Б. И. Хасан), "конфликтологическая компетентность" (А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Л. Н. Цой). Важно отметить, что эти понятия не идентичны.
Конфликтоустойчивость индивида является конкретным проявлением его психологической стойкости. Это умение эффективно настраивать свое по-ведение в сложных ситуациях социального взаимодействия и успешно решать возникающие проблемы в отношениях с другими людьми. Конфликтоустой-чивость включает в себя компоненты эмоциональной стабильности, волевого контроля, когнитивной гибкости, мотивационной устойчивости и психомо-торной готовности [4].
Конфликтологическую компетентность можно рассматривать как част-ный случай коммуникативной компетентности, выделяя ее основные каче-ственные черты, которые выражают связь между понятиями. Эти черты включают в себя структурную сложность, обладающую интегральным харак-тером; взаимосвязь с структурой коммуникационного процесса и его эффек-тивность; динамизм компонентов; возможность их усовершенствования.
В отличие от конфликтологической компетентности, конфликтная ком-петентность скорее подразумевает наличие практических навыков в области разрешения конфликтов, чем глубокое теоретическое понимание вопросов конфликтологии. Входя в структуру конфликтной коммуникации, она охва-тывает Я-компетентность и ситуационную компетентность личности. Таким образом, конфликтная компетентность предполагает, помимо знаний о кон-фликтах, готовность и практическую способность к их разрешению.
Конфликтная компетентность представляет собой неотъемлемую часть деятельности и является важным фактором социального взаимодействия, входя в состав коммуникативной компетентности.
До недавнего времени формирование конфликтной компетентности бы-ло в значительной степени случайным и опиралось на жизненный опыт, что привело к формированию некоторых неадекватных моделей поведения в кон-фликтных ситуациях. В результате конфликты вызывают негативные эмоции, хотя на самом деле они представляют собой естественный этап жизненного процесса.
Конфликтная компетентность представляет собой способность субъек-тов осознавать, воспринимать и адекватно оценивать конфликтные ситуации, прогнозировать их динамику, учитывать личностные качества субъектов, вы-являть скрытые потребности и проблемы конфликта, предсказывать результа-ты и последствия, гибко использовать стратегии поведения, способствующие успешному разрешению конфликтов и приводящие к конструктивному соци-альному взаимодействию.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Авдеев, П. С. Психологические механизмы трансформационного лидер-ства [Текст] / П. С. Авдеев // Экономика и управление: научно-практический журнал. – 2017. – № 2 (136). – C.110-116.
2. Башкин, М. В. Конфликтная компетентность личности [Текст]: диссер-тация ... кандидата психологических наук / М. В. Башкин. – Ярославль, 2019. – 242 с.
3. Бережная, Г. С. Формирование конфликтологической компетентности педагогов общеобразовательной школы [Текст] / Г. С. Бережная. – М.: Академический проект, 2012. –195 с.
4. Валуйкова, В. Е. Социокультурная предопределенность конфликтоло-гической компетентности личности в условиях социальной напряженно-сти [Текст] / В. Е. Валуйкова // Caucasian Science Bridge. – 2021. – Т. 4. – № 4 (14). – С. 90-93.
5. Деркач, А. А. Психолого-акмеологические основания и средства опти-мизации личностно-профессионального развития конкурентоспособного специалиста [Текст] / А. А. Деркач // Акмеология. – 2012. – № 4 (11). – С. 11-17.
6. Ерастова, А. В. Управление организационной структурой: различие подходов и мнений [Текст] / А. В. Ерастова // Научно-технические ве-домости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. – 2006. – №2 (48). – С. 218-224.
7. Ермакова, С. В. Лидерство: традиционные и современные подходы к изучению [Текст] / С. В. Ермакова // Аспирант. – 2013. – №1 (13) – С. 28-33.
8. Ефимова, Е. Е. Формирование конфликтной компетентности будущего учителя [Текст] / Е. Е. Ефимова. – СПб.: Алитейя, 2009. – 190 с.
9. Занковский, А. Н. Организационное лидерство в пространстве корпора-тивной культуры [Текст]: автореф. на соиск. учен степени доктора. пси-хол. наук / А. Н. Занковский. – Москва, 2012. – 52 с.
10. Здравомыслов, А. Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоле-ния кризиса [Текст] / А. Г. Здравомыслов. – М.: Аспект-Пресс, 1995. – 320с.
11. Ивановский, В. В. О некоторых вопросах определения феномена лидер-ства [Текст] / В. В. Ивановский // Научный вестник МГТУ ГА, История, философия, социология. – 2005. – №.95 (13). – С. 132-133.
12. Игнатенко, М. С. Компетентность в области конфликтного взаимодей-ствия [Текст] / М. С. Игнатенко // Профессионально-психологическая компетентность гуманитарных технологов в человеческих отношениях (Глава в монографии). – СПБ. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. – 351с.
13. Ильина, Д. А. Конфликтная компетентность [Текст] / Д. А. Ильина // Международный научно-исследовательский журнал. – 2014. – №2 (21). – С. 108 – 110.
14. Ишмуратов, В. А. Конфликт и согласие [Текст] / В. А. Ишмуратов. – М. : Hаука, 2012. – 99 с.
15. Коваленко, Б. В. Конфликты: психологический анализ, диагностика и разрешение [Текст]: монография / Б. В. Коваленко. – М.: МОСУ. – 2001. – 228с.
16. Литвак, Р. А. Социальное лидерство в современном социокультурном контексте [Текст] / О. А. Литвак, О. Г. Усанова // Теории и проблемы политических исследований. – 2018. – Том 7. – № 6А. – С. 217-224.
17. Мальцева, О. А. Особенности разрешения конфликтов в профессио-нальной деятельности сотрудников правоохранительных органов [Текст] / О. А. Мальцева, А. М. Митяева // Наука и практика. – 2015. – №2 (63). – С. 152-156.
18. Марков, Г. Н. Справочник по конфликтологии, общению и менеджмен-ту [Текст] / Г. Н. Марков. – СПб. : Альфа, 2000. – 174 с.
19. Мустафина, А. А. Профилактика конфликтного поведения у подростков [Текст] / А. А. Мустафина // Молодой ученый. – 2018. – № 21 (207). – С. 455-460.
20. Парыгин, Б. Д. Социальная психология. Истоки и перспективы [Текст]: монография / Д. Б. Парыгин. – СПб. : Санкт-петербургский гуманитар-ный университет профсоюзов, 2010. – 538с.
21. Петрушихина, Е. Б. Этическое лидерство: понятие и проблемы исследо-вания [Текст] / Е. Б. Петрушихина // Вестник РГГУ. – 2016. – №.1 (3) – С.46-55.
22. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, разви-тие и реализация [Текст] / Дж. Равен. – М. : Когито-Центр, 2002. – 396 с.
23. Романов, С. В. Формирование конфликтологической компетентности будущего педагога в системе студенческого самоуправления [Текст]: ав-тореф. дис… канд. пед. наук / С. В. Романов. – Волгоград. 2010. – 177с.
24. Салимгереев, З. Управление конфликтом как способ его предупрежде-ния и урегулирования [Текст] / Г. Салимгереев // Закон и право. – 2010. – № 12. – С. 36 – 37.
25. Хасан, Б. И. Переговоры как двойная конфликтная конструкция [Текст] / Б. И. Хасан // Конфликтология. – 2014. – №6. – С. 324-325.
26. Хасан, Б. И. Конфликт, который нужен [Текст] / Б. И. Хасан, Т. И. Юс-тус. В сборнике: Практики развития: современный конфликт индивиду-ального и массового образования: материалы XXIII научно-практической конференции. – 2017. – С. 4-15.
27. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностноори-ентированной парадигмы образования [Текст] / А. В. Хуторской // Школьные технологии. – 2003. – № 2. – С. 58-60.
28. Цой, Л. Н. Стратегия формирования конфликтологической компетенции при подготовке управленческих кадров [Текст] / Л. Н. Цой / В поисках стратегии управления кризисными ситуациями. – М. : Академия МВД России, Институт социологии РАН, 2010. – С. 35-41.
29. Bang, H. Leader-Member Exchange in non-profit sport organizations. The impact on Job Satisfaction and Intention to Stay from the Perspectives of volunteer Leaders and Followers / H. Bang// Nonprofit management & lead-ership. – 2011. – Vol. 22 (1). – P. 85-105.
30. Krumrei-Mancuso, E. J. Humilility in Servant leadership among Cristian Student Leaders: A longitudual Pilot Study / E. J. Krumrei-Mancuso, // Jour-nal of Psychology and Theology. – 2018. – Vol. 46 (4). – P. 253-267.